(фр. désir; англ. desire) Термин «désir» используется Лаканом для перевода на французский язык фрейдовского термина «Wunsch». В «Полном собрании сочинений» Стрэйчи переводит этот термин как «хотение» [англ. wish]. Следствием такого перевода стало столкновение английских переводчиков с дилеммой: переводить ли «désir» как «хотение», более близкое по смыслу к фрейдовскому «Wunsch», или как «желание» [англ. desire], близкое к французскому термину, но в меньшей степени отсылающее к Фрейду? Все английские переводчики Лакана склоняются к последнему варианту, поскольку как в английском, так во французском языках, слово «желание» обозначает непрерывную силу, и выражает, таким образом, существенный смысловой аспект лакановского понятия. Также, синонимичность обоих слов с гегелевским «Begierde» позволяет сохранить философские нюансы, столь существенные для лакановского понятия «désir», которое приобретает статус «категории более общей и содержательной, чем любая из когда-либо использовавшихся Фрейдом».
Если есть хоть одно понятие, занимающее центральное место в лакановской мысли, то это понятие желания. Вслед за Спинозой, Лакан утверждает, что «желание является сущностью человека»; желание одновременно и суть человечекой жизни и центральная проблема психоанализа. Однако говоря о желании, Лакан каждый раз подразумевает не какое-то определенное желание, но бессознательное желание. Так происходит не потому, что Лакан считает сознательное желание несущественным, но потому, что именно бессознательное желание является главной проблемой психоанализа. Бессознательное желание является исключительно сексуальным; «мотивы бессознательного ограничиваются… сексуальным желанием… Другое великое, родовое желание, связанное с голодом, в нем не представлено».
Цель психоаналитического лечения заключается в приведении пациента к осознанию собственного желания. Однако достичь такого осознания возможно только посредством словесной артикуляции желания: «Только будучи сформулированным, названным в присутствии другого, желание, каким бы оно ни было, становится осознанным в полном смысле этого слова».
Следовательно, для психоанализа «важно научить субъекта называть, артикулировать, производить на свет свое желание». Однако дело заключается не в поиске новых способов выражения уже существующего желания, как это подразумевается экспрессионистской теорией языка. Напротив, говоря о своем желании, пациент впервые производит его на свет:
Субъект должен осознать свое желание и дать ему имя; таково производительное действие анализа. Вопрос, впрочем, заключается не в осознании чего-то уже существующего… Именуя желание, субъект создает, производит на свет новое присутствие.
Впрочем, из-за фундаментальной «несовместимости желания с речью», словесная артикуляция желания никогда не бывает полной; эта несовместимость связана с нередуцируемостью бессознательного (поэтому бессознательное является не тем, что неизвестно, но тем, что невозможно познать). Хотя любая речь предполагает ту или иную степень содержания истины о желании, она все же не может артикулировать всю истину о желании; при любой попытке словесной артикуляции желания неизбежно производится остаток, излишек, выходящий за ее пределы.
Одно из важнейших заблуждений современных Лакану психоаналитических теорий заключалось, по его мнению, в смешении понятия желания с родственными ему понятиями ТРЕБОВАНИЯ и ПОТРЕБНОСТИ. Выступая против подобной тенденции, Лакан настаивал на необходимости различия этих трех понятий. Первую попытку провести подобное различие он осуществляет в работе 1957 г., но окончательной его концептуализации достигает лишь в 1958 г.
Потребность является чисто биологическим ИНСТИНКТОМ, голодом, возникающим в согласии с требованиями организма и полностью затихающим (хоть и временно) после его удовлетворения. Рождаясь беспомощным, человеческий субъект не может удовлетворять собственные потребности, и поэтому зависит от Другого, способного ему в этом помочь. Чтобы получить помощь от Другого, младенец должен выразить свою потребность голосом; потребность должна быть артикулирована в требовании. Элементарные требования могут быть невнятными криками, но они служат в качестве знаков, привлекающих Другого и заставляющих его удовлетворить потребности младенца. Однако вскоре присутствие Другого приобретает самостоятельное значение, выходящее за пределы удовлетворения потребностей, поскольку начинает символизировать его любовь. Поэтому со временем требование начинает выполнять двойную функцию, выступая одновременно и в качестве артикуляции потребности, и в качестве требования любви. Впрочем, имея возможность предоставить объекты, удовлетворяющие потребности субъекта, Другой не может предоставить безусловную любовь, которой так жаждет субъект. Поэтому даже в случае удовлетворения всех потребностей, артикулируемых требованием, выражаемая им жажда любви остается неудовлетворенной. Этот остаток и является желанием. «Желание — это не жажда удовлетворения и не требование любви, а то различие, которое получается в результате вычитания первого из второго».
Желание, таким образом, является прибавочностью, производимой в результате артикуляции потребности требованием: «Желание начинает формироваться в зазоре, отделяющем требование от потребности». Потребность может быть удовлетворена; удовлетворение одной потребности приведет к исчезновению мотивации действий субъекта до появления новой. Желание, напротив, никогда не может быть удовлетворено; оно вечно и постоянно в своем напряжении. Реализация желания состоит не в «исполнении», но в воспроизведении желания как такового.
Лакановское различие между потребностью и желанием, возвышающее понятие желания над царством биологии, очень напоминает различие, проводимое Кожевым между животным и человеческим желанием; желание является специфически человеческим в том случае, если оно направлено на другое желание, или на объект «совершенно бесполезный с биологической точки зрения».
Важно также отличать желание от влечений. Хотя оба они находятся в поле Другого (в отличие от любви), желание едино, а влечения множественны. Иными словами, влечения являются особыми (частичными) проявлениями единой силы, называемой желанием (хотя возможно также желание, не проявляющееся во влечениях: см. Есть только один объект желания, OBJET PETIT A, представленный многообразием объектов различных частичных влечений. Objet petit a является не объектом, на который направлено желание, а причиной желания. Желание представляет собой не отношение к объекту, но отношение к НЕХВАТКЕ.
Один из наиболее часто употребляемых Лаканом афоризмов, «желание является желанием Другого», может быть рассмотрен с различных взаимодополняющих перспектив. Наиболее важными из них являются нижеперечисленные:
1. Желание всегда является «желанием желания Другого», то есть как желанием быть объектом желания другого, так и желанием признания со стороны другого [англ. another]. Лакан заимствует эту идею у Гегеля через Кожева, утверждавшего:
Желание является человеческим только в том случае, если человек желает не тело, но Желание другого… то есть, если он хочет чтобы его человеческая ценность была «желанна», «любима», или, скорее, «признана» другим… Иными словами, любое человеческое, антропогенное Желание… является, в конечном счете, функцией желания «признания».
Далее Кожев утверждает (вслед за Гегелем), что для достижения желаемого признания субъект должен рискнуть собственной жизнью в борьбе за чистый престиж (см. ГОСПОДИН). Желание, являющееся, по сути, желанием быть объектом желания другого, ясно иллюстрируется на примере первого «периода» Эдипова комплекса, когда субъект желает быть фаллосом для матери.
2. Субъект желает только посредством Другого, то есть, желает с точки зрения другого. Следовательно, «объектом желания человека… является, по сути, объект, желаемый кем-то другим». Желанным объект делает не какое-то внутренне присущее ему качеству, но сам факт того, что его желает другой. Таким образом, желание Другого делает объекты эквивалентными и взаимозаменяемыми; оно «стремится уничтожить особую значимость того или иного конкретного объекта, но в тоже время вводит в поле зрения бесконечное количество объектов».
Эта идея также позаимствована Лаканом из кожевской интерпретации Гегеля; Кожев утверждает, что «желание, направленное на естественный объект, является человеческим постольку, поскольку оно „опосредуется“ желанием другого, направленным на тот же объект: только человек может желать то, чего желают другие, только потому, что они этого желают». Причину этого можно понять исходя из предыдущего пункта, касающегося человеческого желания быть признанным: «Желая то, чего желает другой, я могу заставить его признать мое право на обладание этим объектом, и, таким образом, заставить другого признать мое превосходство над ним».
Эта универсальная особенность желания наиболее ярко проявляется в случае истерии; истерик поддерживает желание другого человека, превращая его в свое собственное (например, Дора желает г-жу К., потому, что она идентифицируется с г-ном К. и присваивает, тем самым, его желание. Поэтому при анализе истерика важно не столько найти объект его желания, сколько обнаружить то место, из которого он желает (субъекта, с которым он идентифицируется).
3. Желание — это желание за Другого (играя на двусмысленности французского предлога de). Фундаментальным желанием является инцестуальное желание матери, изначального Другого.
4. Желание всегда является «желанием чего-то другого», поскольку невозможно желать то, чем ты уже обладаешь. Достижение объекта желания постоянно откладывается, именно поэтому оно представляет собой МЕТОНИМИЮ.
5. Желание первоначально возникает в поле Другого, то есть, в бессознательном.
Важнейший вывод из этого афоризма Лакана заключается в том, что желание является социальным продуктом. Желание не является, как это может показаться, личным делом, оно всегда конституируется в диалектическом отношении с воспринимаемыми желаниями [англ. the perceived desires] других субъектов.
Мать является первым человеком, занимающим место Другого, и поначалу ребенок находится в полном распоряжении ее желания. Только когда Отец, кастрируя мать, соединяет желание с законом, субъект освобождается от подчинения прихотям ее желания (см. КОМПЛЕКС КАСТРАЦИИ).
Эванс Дилан «Вводный словарь лакановских терминов»
Изображение к записи — G.R. Iranna, Who Shall I Desire When Emotions Merge Into Ash, 2021