Жак Лакан, понятие субъекта

Субъект

(фр. sujet; англ. subject) Термин «субъект» появляется уже в ранних психоаналитических произведениях Лакана, а с 1945 г. занимает центральное место в его творчестве. В этом заключается одна из отличительных особенностей лакановского творчества, поскольку термин «субъект» не играет существенной роли в теории Фрейда, а в большей степени ассоциируется с философским, правовым и лингвистическим дискурсами.

В довоенных статьях термин «субъект» употребляется, по всей видимости, в качестве синонима «человека», а также используется для обозначения анализанда.

В 1945 г. Лакан различает три вида субъекта. Во-первых, существует безличный, независимый от других, чисто грамматический субъект [подлежащее — прим. пер.], ноэтический субъект, то есть слово «нечто» в словосочетании «нечто понимается как то-то». Во-вторых, есть анонимный эквивалентный субъект, равный любому другому, замещаемый им и распознающий себя в эквивалентности с ним. В-третьих, есть личный субъект, чья уникальность конституируется актом его самоутверждения. Именно на третьем смысле «субъекта», субъекта в его уникальности, фокусируется главный интерес творчества Лакана.

В 1953 г. Лакан проводит различие между субъектом и ЭГО, ставшее одним из наиболее фундаментальных для всего его дальнейшего творчества. В то время как эго является частью порядка воображаемого, субъект принадлежит порядку символического. Таким образом, субъект эквивалентен не сознанию, которое является простой иллюзией эго, но бессознательному; лакановский «субъект» — это субъект бессознательного. Лакан утверждает, что данное различие уже прослеживается у Фрейда: «[Фрейд] написал „Я и Оно“ для того, чтобы провести фундаментальное различие между подлинным субъектом бессознательного и эго, конституированным, в своей основе, посредством серии отчужденных идентификаций». Хотя психоаналитическое лечение оказывает на эго огромное воздействие, его главной точкой приложения является не эго, а субъект.

Лакан играет с разными значениями термина «субъект». В лингвистике и логике субъект суждения [подлежащее] является тем, о чем высказывается определенный предикат [сказуемое], а также тем, что противопоставляется «объекту». Лакан играет с философскими нюансами последнего определения для того, чтобы подчеркнуть, что его понятие субъекта касается тех сторон человека, которые не могут быть (или не должны быть) объективированы (овеществлены, сведены к вещи), а также исследованы с «объективной» точки зрения. «Что мы называем субъектом? Это точно то, что в процессе объективации располагается по ту сторону объекта».

Начиная с середины 1950-х гг. использование понятия субъекта в контексте языка начинает доминировать в лакановском дискурсе. Различая субъекта утверждения и субъекта ПРОГОВАРИВАНИЯ, Лакан демонстрирует, что поскольку субъект является по преимуществу говорящим существом (parlêtre), он неизбежно разделен, кастрирован, РАСЩЕПЛЕН. В начале 1960-х гг. Лакан определяет субъекта как то, что представлено одним означающим другому означающему; иными словами, субъект является следствием языка.

Кроме лингвистики и логики термин «субъект» имеет также философские и правовые коннотации. В философском дискурсе он обозначает индивидуальное самосознание, а в правовом — лицо, подчиненное чьей-то власти (например, лицо, являющееся подданным [англ. subject to] суверена). Тот факт, что данный термин обладает обоими значениями хорошо иллюстрирует тезис Лакана о детерминированности сознания символическим порядком: «Субъект является субъектом только в силу своей подчиненности полю Другого», перевод изменен — прим. Дилана Эванса). В правовом дискурсе этот термин также связан с обозначением личной ответственности; субъектом является только тот, кто способен нести ответственность за свои ПОСТУПКИ.

Лакан особенно подчеркивает философские коннотации понятия субъекта, ассоциируя его с картезианской философией COGITO:

термином «субъект»… я обозначаю ни живой субстрат, ни какую-либо субстанцию, ни бытие, обладающее знанием в своем пафосе… ни воплощенный логос, но картезианского субъекта, появляющегося в тот момент, когда сомнение распознает себя как уверенность.

Тот факт, что символ S, обозначающий субъекта, созвучен фрейдовскому термину Es, прекрасно демонстрирует, что для Лакана подлинным субъектом является субъект бессознательного. В 1957 г. Лакан предлагает символ Ꞩ, «зачеркнутый субъект», для иллюстрации того обстоятельства, что субъект по существу разделен.

Эванс Дилан «Вводный словарь лакановских терминов»


Изображение к записи — Paul Klee, Vollmond im Garten, 1934