Объект а

objet (petit) a

Иногда этот термин переводят на английский как «object (little) a» [объект (маленькое) а], однако Лакан настаивал на том, чтобы его оставляли непереводимым, «присваивая ему, тем самым, статус алгебраического знака».

Символ а (первая буква слова «autre», или «другой») является одним из первых алгебраических знаков, использованных Лаканом. Впервые он был введен в 1955 г. в связи со СХЕМОЙ L. Малая строчная буква и курсив, которым всегда записывается этот знак, обозначают маленького другого, в отличие от большой прописной А, обозначающей большого Другого. В отличие от большого Другого, представляющего радикальную и нередуцируемую инаковость, маленький другой представляет «другого, связанного с эго отношениями рефлексивности и взаимозаменяемости, и совершенно не являющегося, поэтому, другим». Следовательно, в схеме L символы а и а’, обозначающие ЭГО и ДВОЙНИКА/ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ, принадлежат порядку воображаемого.

В 1957 г., после введения Лаканом матемы фантазма (Ꞩ◊а), а начинает рассматриваться в качестве объекта желания. Это воображаемый ЧАСТИЧНЫЙ ОБЪЕКТ, элемент, мыслящийся отделенным от остального тела. Лакан начинает различать объект желания, обозначаемый знаком а, и зеркальный образ, обозначаемый знаком i(a).

В семинаре 1960-1961 гг. Лакан проводит параллель между objet petit a с древнегреческим термином «agalma» (слава, украшение, дар богам, или маленькая статуя бога), который он извлекает из диалога «Пир» Платона. Так же как agalma представляет собой драгоценный объект, скрытый внутри ничем не примечательной коробки, objet petit a представляет собой объект желания, который мы ищем в другом.

С 1963 г. а начинает стремительно обрастать коннотациями реального, никогда, впрочем, полностью не утрачивая своего воображаемого статуса; в 1973 г. Лакан все относит его к воображаемому. Начиная с этого момента, а обозначает недостижимый объект, являющийся, по сути, ПРИЧИНОЙ желания, а не тем, на что оно направлено; именно поэтому Лакан называет его «объектом-причиной» желания. Оbjet petit a может стать любой объект, приводящий желание в движение. Чаще всего ими становятся частичные объекты, определяющие влечения. Влечения стремятся не достигать objet petit a, но скорее циркулировать вокруг него. Оbjet petit a является и объектом тревоги, и конечным, нередуцируемым резервом либидо (Lacan, 1962–3: лекция 16 января 1963 г.). Лакан настаивает на том, что этот объект имеет принципиальное значение для психоаналитического лечения, поскольку аналитик должен помещать себя в позицию objet petit a, причины желания анализанда.

В семинаре 1962-1964 гг. objet petit a рассматривается в качестве остатка, напоминания (фр. reste; англ. remainder), сохраняющегося после введения символического в реальное. Этот подход получает дальнейшее развитие в семинаре 1969-1970 гг., когда Лакан разрабатывает формулы четырех ДИСКУРСОВ. В дискурсе господина одно означающее стремится представить субъекта для всех остальных означающих, однако при этом всегда производится прибавочность; эта прибавочность и есть objet petit a, прибавочное значение и прибавочное наслаждение (фр. plus-de-jouir; англ. surplus enjoyment). Это понятие было вдохновлено марксовым понятием прибавочной стоимости; а является излишком jouissance, не имеющим «потребительной стоимости», но сохраняемым только ради наслаждения.

В 1973 г. Лакан ассоциирует objet petit a с понятием ПОДОБИЯ, утверждая, что а является «подобием бытия». В 1974 г. он помещает а в центр борромеева узла, в место пересечения трех порядков (реального, символического и воображаемого).

Эванс Дилан «Вводный словарь лакановских терминов»


Изображение к записи: Hunt Slonem, Hutch Belle Terre, 2021