Бессознательное

(фр. inconscient; англ. unconscious) Хотя термин «бессознательное» употреблялся и до Фрейда, именно в его работах он приобрел особенное значение, став одним из ключевых понятий его учения.

Фрейд различает два способа использования термина «бессознательное» (Freud, 1915-e). Как прилагательное этот термин обозначает психические процессы, не находящиеся в данный момент в поле сознания субъекта. Как существительное («das Unbewuβte») он обозначает одну из психических систем, описанных Фрейдом в его первой теории психической структуры (т. н. «топографическая модель»). Согласно этой теории, психика разделена на три системы или «психические локальности»: сознание, предсознательное и бессознательное. Система бессознательного представляет собой нечто, не просто находящееся в данный момент вне поля сознания, но радикально отделенное от сознания посредством вытеснения и неспособное, поэтому, войти в сознательно-предсознательную систему не исказив ее.

В рамках второй теории психической структуры (т. н. «структурная модель»), Фрейд разделяет психику на три «агента»: эго, супер-эго и Ид. Ни один из психических агентов не тождественен бессознательному, поскольку даже эго и супер-эго имеют бессознательные элементы.

До 1950 г. Лакан использует термин «бессознательное» только в качестве прилагательного. По этой причине ранние работы Лакана могут показаться особенно странными исследователям, знакомым с учением Фрейда. Однако с 1950-х гг., когда Лакан начинает свое «возвращение к Фрейду», термин все чаще употребляется им как существительное. В то же время, Лакан подчеркивает оригинальность фрейдовского понятия бессознательного, указывая, что оно не является простой противоположностью сознания: «Многие из психических явлений, которые можно вполне оправданно называть бессознательными в смысле исключенности из них характеристик сознания, не имеют при этом никакого отношения к бессознательному во фрейдовском смысле слова». Также Лакан настаивает, что бессознательное не тождественно тому, «что было вытеснено».

Лакан заявляет, что понятие бессознательного было превратно понято большинством последователей Фрейда, которые подразумевали под ним «простое вместилище инстинктов». Выступая против подобной биологизации, Лакан утверждает, что «бессознательное не является ни врожденным, ни инстинктивным», но имеет лингвистическую природу. Эта мысль находит концентрированное выражение в знаменитом афоризме Лакана: «Бессознательное структурировано как язык». Анализ бессознательного как синхронической структуры Лакан дополняет идеей открытия и закрытия бессознательного, его временнóй пульсации.

Некоторые психоаналитики критиковали лингвистический подход Лакана к бессознательному за его ограничительный характер, ссылаясь при этом на то, что Фрейд исключал слова-представления из бессознательного. Лакан оправдывал лингвистический подход, утверждая, что бессознательное структурировано как язык потому, что «мы можем иметь дело с бессознательным только тогда, когда оно изложено, и только с той его частью, которая была словесно артикулирована».

Лакан описывает бессознательное как дискурс: «Бессознательное — это дискурс Другого». Эта загадочная фраза, ставшая одним из самых знаменитых афоризмов Лакана, может трактоваться различными способами. Одна из наиболее важных ее интерпретаций предполагает, что «под бессознательным необходимо понимать воздействия, оказываемые речью на субъекта». Точнее, бессознательное представляет собой совокупность воздействий ОЗНАЧАЮЩЕГО на субъекта. При этом, означающее является тем, что вытеснено и что возвращается в образованиях бессознательного (симптомах, шутках, ошибочных действиях, снах и пр.).

Судя по многочисленным отсылкам к языку, речи, дискурсу и означающему, очевидно, что бессознательное принадлежит порядку СИМВОЛИЧЕСКОГО. Действительно, «бессознательное структурировано как функция символического». Бессознательное является формой детерминации субъекта символическим порядком.

Бессознательное не находится «внутри»: напротив, оно «трансиндивидуально», поскольку речь и язык являются интерсубъективными феноменами; бессознательное находится, если можно так выразиться, «снаружи». «Суть бессознательного определяется внешним по отношению к человеку положением символического». Видимость того, что бессознательное находится «внутри» является следствием воздействия воображаемого, блокирующим отношение между субъектом и Другим, а также инвертирующим сообщение Другого.

Хотя бессознательное наиболее отчетливо проявляется в образованиях бессознательного, «оно не дает ни одному из наших действий выйти за пределы своего поля». Законы бессознательного — повторение и желание — так же повсеместны, как и сама его структура. Поскольку бессознательное нередуцируемо, целью анализа не может быть его превращение в сознание.

Кроме различных лингвистических метафор, используемых в качестве способов концептуализации бессознательного (дискурс, язык, речь), Лакан описывает его и в других терминах.

ПАМЯТЬ. Бессознательное является также видом памяти, символической историей означающих, определяющих жизненный путь субъекта: «То, что мы учим субъекта распознавать в качестве своего бессознательного, является его историей»

ЗНАНИЕ. Поскольку означающие артикулируются в цепи означающих, бессознательное представляет собой вид знания (символического знания, или savoir). Точнее, оно является «незнаемым знанием».

Эванс Дилан «Вводный словарь лакановских терминов»


Изображение к записи: Portrait of a couple at home in the universal unconscious, Gavin Risi 2023